Основы настройки фортепиано. 

 

Мы предлагаем:

• Настройка, ремонт пианино всех видов

• Мастера со стажем от 10 до 37 лет

• Ежедневно с 7:00 до 23:00

 

Традиционно существует 2 основных систем координации — кварто-квинтовая и терцсекстовая, однако, для проверки правильности темперирования используются все консонансы, а нередко, настройщик, в меру своих предпочтений, используют и диссонансы.

 

Главной целью настройки — получение правильно и устойчиво настроенных струн с точно выдержанными высотными соотношениями. Стабильность настройки (частоты) струны зависит от той техники, которой владеет настройщик. Под стабильностью частоты струны здесь следует понимать способность струны сохранять приданную ей частоту при воздействии сильных ударов по клавише. От данного понятия необходимо отличать стабильность строя инструмента, зависящую от длительности процессов релаксации струн и опорных конструкций, от прочности посадки вирбелей, изменений температурно-влажностных условий внешней среды. При высокой стабильности строя струна может быть настроена неустойчиво из-за неправильной техники настройки, и при первых же сильных ударах по клавише, струна окажется фальшиво настроенной по отношению к другим струнам. При низкой стабильности строя струна даже при правильно выбранной технике не будет устойчивой продолжительное время к игровым нагрузкам.

Мастер производит настройку пианино равномерно-темперированным строем (с небольшими отклонениями, о которых будет сказано ниже). Это значит, что каждая нота выше следующей в 2^(1/12) - в корень двенадцатой степени из двух раз (переход на октаву означает увеличение частоты в 2 раза, а в октаве 12 звуков). В определённом смысле это самый простой и логичный вариант. Вероятно одна из главных причин, по которой в далёком прошлом инструменты настраивались по-другому в том, что тогда не знали, как достичь равномерной темперации.

Другая причина - при равномерной темперации чисто звучат только октавы, в остальных интервалах слышны биения (пульсация громкости, возникающая если звуки имеют близкие частоты). Услышать эти биения можно только обладая очень хорошим слухом, но они есть. Причина их появления кроется в следующем. Колебания струны (далее речь идёт о идеальной модели, поведение реальных струн немного иное, об этом будет сказано ниже), можно представить в виде суммы бесконечного числа синусоидальных колебаний, частоты которых кратны частоте основного тона струны. То есть при частоте основного тона (иначе называемого нулевым обертоном) f будут также присутствовать обертоны с частотами 2f, 3f, 4f... (например в звуке ноты ля первой октавы, частота основного тона которой составляет 440Гц, будут также присутствовать обертоны с частотами 880Гц, 1320Гц, 1760Гц и т.д.).

При настройке октавы наиболее сильные биения будут возникать между основным тоном верхнего звука и первым обертоном нижнего. Но, поскольку изменению звука на октаву соответствует изменение частоты в два раза, и частота первого обертона в два раза выше частоты основного тона, правильно настроенная октава звучит чисто - частота первого обертона нижнего звука равна частоте основного тона верхнего звука (например если одновременно звучат ля малой октавы (частота основного тона 220Гц, значит частота первого обертона 440 герц) и ля первой октавы (частота основного тона 440Гц), то биения слышны не будут - и там, и там 440Гц). С другими интервалами дело обстоит немного сложнее - почти совпадающие частоты будут у обертонов более высоких порядков.

Например рассмотрим кварту ля малой октавы - ре первой октавы. Частота основного тона ноты ля малой октавы 220Гц. Нота ре первой октавы выше на пять полутонов, т.е. частота её основного тона равняется 220 * (2^(1/12))^5 (т.к. частота звука каждой ноты выше, чем предыдущей в корень двенадцатой степени из двух раз), что примерно равно 293.665Гц. Частоты обертонов для ля малой октавы: 220Гц, 440Гц, 660Гц, 880Гц... Частоты обертонов (примерно) для ре первой октавы: 293.665Гц, 587.330Гц, 880.995Гц... Видно, что частота третьего обертона ля малой октавы (880Гц) примерно равна частоте второго обертона ре первой октавы (880.995Гц), разница составляет около 1Гц, из-за чего при звучании этих двух нот возникнут биения с частотой примерно 1Гц, то есть интервал будет звучать не совсем чисто (впрочем, эти биения услышит далеко не каждый даже в идеальных условиях). Настроить чисто все интервалы невозможно, большая чистота одних интервалов может быть достигнута лишь за счёт меньшей чистоты других (так делали до изобретения равномерной темперации).

Однако поведение реальных струн несколько отличается от описанной модели, причиной является негармоничность струн. У реальных струн частоты обертонов выше, в результате при настройке верхние ноты несколько завышаются, а нижние занижаются. Причём степень несоответствия рассчитаным (исходя из того, что каждая нота выше предыдущей в 2^(1/12) раз) значениям отличается для разных инструментов (в частности, для роялей отклонение как правило меньше).

В целях сохранности инструмента никогда не прибегайте к услугам настройщиков – самоучек.

Доверьте это дело настоящему профессионалу, который не только выполнит настройку фортепиано, но и осуществит его ремонт вплоть до полной переборки с заменой деталей. Наши опытные, высококвалифицированные специалисты отремонтируют (в том числе заменят струны) и настроят ваше любимое пианино или рояль быстро, качественно и по вполне приемлемым демократичным ценам. У нас имеется гибкая система скидок и длительный срок гарантии. Сфера обслуживания наших мастеров включает Москву и Московскую область.

Качественно и в короткие сроки мы осуществим:

- ремонт клавиатуры пианино и рояля;

- замену старого сукна или переганировку клавиатуры;

- ремонт и реставрацию изношенных боков клавиш;

- замену слоновой кости или накладок в инструменте;

- восстановление клавиш полутона;

 

В свою очередь регулировка и ремонт механики пианино или фортепиано подразумевает замену:

- молоточков;

- гаммерштилей;

- сукон и шайб.

 

Фортепиано – это механизм со сложной структурой. Имеет 88 клавиш (52 белых и 36 чёрных) и от1 до 3 струн на каждой ноте, соответственно огромнейшая нагрузка на деку. Поэтому настройка или ремонт пианино требует профессионального подхода, терпения и опыта. В отличие от гитары, домры, балалайки и др. струнных инструментов, которые можно без проблем настраивать самому, для настройки  пианино  необходимо специализированное  образование  и   профессиональный инструмент. Из этого следует, что качественная настройка не может быть совсем дешёвой.

Счастливый момент приобретения фортепиано

особенно если приобретение было по принципу “бесплатно самовывоз”, совсем не совпадает с моментом, когда можно приступать к игре на нем. Конечно, можно начать и сразу, но скорее всего вас постигнет разочарование: инструмент надо как минимум настраивать. Мало того, делать это придется регулярно.

Как часто? Есть общепринятая общеусредненная норма – не реже 2 раз в год. Однако она настолько усредненная, что мало о чем говорит. Некоторые считают и 1 раз достаточным. Может быть и такое, если у вас в помещении влажность весь год приблизительно одинаковая и используется инструмент только от случая к случаю. При активном же использовании инструмента или при его не очень хорошем состоянии настраивать придется чаще. Общий принцип – на пианино должна быть возможность играть, не коверкая слух и не отбивая последнюю охоту у детей.

 

«И как только звук начинает плыть – надо не откладывая вызывать настройщика, не дожидаясь каких-либо сроков»

Потому что все то, чему учится ребенок в музыкальной школе на уроках сольфеджио, не просто пропадает зря, а губится неправильной настройкой, к которой идет постепенное привыкание. Особенно это касается случая, когда пианино настроено на полтона ниже, чем положено. Весьма распространенный случай в квартирах, между прочим. Обусловлен он конструкцией пианино и сезонными изменениями влажности из-за отопительного сезона.

В результате регулярного пересушивания воздуха зимой пианино становится неспособным держать строй – колки, на которые натянуты струны, не держатся и раскручиваются, ослабляя натяжение струн и опуская настройку. Чтобы общий строй держался, его опускают на полтона. Это существенно снижает нагрузку на инструмент – общее натяжение струн уменьшатся на тонну-две. Вроде бы все нормально. Но слух это совсем не улучшает. А через какое-то время восстановление строя становится возможным только после ремонта. Или вообще уже невозможен на длительный срок.

Искать мастера лучше всего, конечно, по рекомендации. Правда, это не всегда возможно. А если рекомендующий сам не слишком разбирается в вопросе, это может застраховать лишь от грубых ошибок. В любом случае, прежде чем настройщик пианино приступит к работе, следует обязательно расспросить его – предварительную оценку состояния инструмента он сделает в первую очередь – и далее руководствоваться здравым смыслом и своими финансовыми возможностями: объем работ может сильно отличаться. Дело в том, что сама настройка лишь венчает целый перечень работ, который на запущенном инструменте может оказаться весьма объемным. Что касается самого настройщика – больше внимания обращайте на его опыт работы, чем на какие-нибудь удостоверения и дипломы.


Яндекс.Метрика